Хайтек-прыжок: как все начиналось
Причин для того, чтобы взяться за IT, у Израиля было немало. В силу своего геополитического положения стране всегда приходилось думать о безопасности, и так как физические ресурсы были ограничены, приходилось прибегать к разработке ИТ. Вторая причина — было необходимо трудоустроить большое количество репатриантов, для которых просто не было возможности создать рабочие места, связанные с прежней профессией. Так появились бесплатные ИТ-центры для переквалификации.
Эдуард Якубов Президент ХИТ (Холонский технологический институт):
Страна получила независимость ровно 70 лет назад. Ее площадь сравнима с площадью Ташкентской области, а ее добрая половина — знойные пустыни. И в стране нет никаких полезных ископаемых. Постоянные войны с соседями, которые хотели уничтожить Израиль, тоже не вселяли оптимизма. Нужно было научиться выживать и обеспечивать себя абсолютно всем — водой, продуктами питания, техникой, стройматериалами. Все это и вынудило руководство страны, да и простых израильтян искать нетрадиционные пути развития.
Начиная с 90-х годов прошлого столетия, когда в страну прибыла большая волна хорошо образованных специалистов, начали создавать «технологические теплицы», первые прототипы стартап-компаний. Так, к концу 90-х — началу 2000-х появились первые обнадеживающие результаты. Это сегодня никого не удивишь навигационными программами, сверхчувствительными сенсорами для автомобилей, «диск-он-ки» и нано-чипами, системами опреснения и очистки воды, сверхточными роботами, беспилотными летательными аппаратами и многим другим.
Следующий, не менее важный момент — создание условий и механизмов для финансирования. Речь идет не только о государственном финансировании через офисы главного ученого, здесь очень развита система поддержки через различные частные фонды и банки. Практически при каждом вузе есть своя технологическая компания, которая отбирает перспективные проекты, давая им предварительную экспертную оценку. Очень важна также хорошо налаженная патентная служба Израиля, защищающая права разработчиков.
Без развитой инфраструктуры и поддержки стартап-компаний даже самая лучшая идея не имеет больших шансов на успех. С другой стороны, никакая система поддержки не способна, да это и не входит в ее задачу, стать генератором инновационной идеи. Важно создать условия для поддержки талантов и создать среду, в которой автор-разработчик и его коллеги чувствуют себя комфортно и уверены, что в случае успеха смогут реализовать задуманное. Без правильного механизма стимулирования талантов и их поддержки вряд ли можно ожидать хороших результатов.
Сегодня границы между различными подходами размыты и все больше стираются, требуя создания новых предметов, которые позволили бы «увидеть проблемы» как единое интегральное целое. В Израиле, например, многие вузы идут в ногу со временем. Уверен, что сотрудничество вузов Узбекистана и Израиля в этом направлении принесет много пользы.
Как все работает внутри системы
Денег в Израиле много — сотни венчурных фондов и бизнес-ангелов готовы вкладывать в новые идеи. Более-менее интересному стартапу несложно привлечь $1,5 млн. Многие стартапы приобретают R&D-центры крупных IT-компаний, которых в стране более 300. Также в Израиле уже много лет действует система правительственных грантов и субсидий для стартапов. Также государство снижает налоговую нагрузку, чтобы стимулировать развитие высоких технологий в стране.
Артем Шатуновский Senior web developer компании CodeValue
Одна из особенностей израильских проектов — ориентированность на внешний рынок. Это объясняется тем, что Израиль — страна небольшая, и рынок пользователей достаточно ограничен, в то время как потребительский рынок требует масштабов. Да и амбиций израильтянам не занимать.
Серьезную часть израильского хайтека занимают компании в сфере обороны и безопасности. Это объясняется военной ситуацией в стране и ролью армии в жизни каждого израильтянина. Во время службы в армии многие израильтяне выбирают службу в хайтек-частях, что к моменту демобилизации позволяет им устроиться в хайтек-компанию. Так, многие IT-компании, в том числе и та, в которой работаю я, были созданы сослуживцами.
Стартапы обладают динамичным ритмом работы, в то время как в больших компаниях ритм менее интенсивный. Что же касается технологической стороны, то в проектах превалируют Angular или React с клиентской стороны, со стороны сервера — .Net, NodeJs, Java. Популярный в СНГ PHP используется гораздо меньше. В последние несколько лет популярным направлением стал DevOps. Однако внутренний рынок (обычные сайты и сервисы) развит не самым лучшим образом, поскольку большая часть усилий идет на внешний рынок.
Как этот опыт может помочь нашей стране?
Эдуард Якубов Президент ХИТ
На мой взгляд, подход к переменам должен быть комплексным. Учиться можно и нужно всему, не только технологиям и бизнесу, но и новым системам и подходам в высшем и среднем образовании. Огромные дополнительные возможности — в организации онлайн-курсов по специальностям, которые будут способствовать развитию высоких технологий. Вполне достаточно создать программы для переквалификации выпускников узбекских вузов, которые могли бы в короткий срок восполнить недостающие знания.
Как человек, родившийся и выросший в Узбекистане, я хорошо знаю, какая талантливая и трудолюбивая там молодежь. В стране происходят глубокие коренные перемены, которые должны в короткий срок привести к существенному улучшению условий жизни. Задача молодежи — активно включиться в этот важный процесс. Результат во многом зависит от того, насколько быстро молодые талантливые девушки и парни поймут преимущества инновационного развития страны, которое невозможно без современного образования.
Изучение таких важных дисциплин, как цифровая медицина, водные технологии, компьютерные специальности, автоматизированное управление по обновленным учебным программам, возможность обучения за рубежом, развитие связей со своими сверстниками в других странах — все это важно для молодежи. Я глубоко убежден, что молодежь Узбекистана, безусловно, воспользуется открывающимися новыми горизонтами и внесет свой достойный вклад в развитие и процветание страны.