Sign in to follow this  
Followers 0
Eugene V.P.

Нужен ли нам рейтинг доверия в бизнесе?

11 posts in this topic

Тема стара и, возможно, вполне избита, но все же. Существует такое понятие как рейтинг/индекс доверия к той или иной компании, который позволяет судить о том, стоит ли пользоваться теми или иными услугами, заключать те или иные сделки, и, по сути призванный ограждать нормального предпринимателя от недобросовестных потенциальных партнеров.

В практике довольно нередко приходиться встречаться со случаями, когда, к примеру, со стороны руководителей компаний частного сектора бизнеса совершенно игнорируется то или иное положение нашего законодательства.

Причем, есть совершенно очевидные вещи, знать которые, на мой взгляд, должен каждый руководитель собственного бизнеса:

В соответствии со статьями 234, 236, 353 ГК Республики Узбекистан:

 

Обязательство - гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, оказывать услуги, уплатить деньги и т.п. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таковых условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 234-352 Гражданского кодекса Республики Узбекистан), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.

 

В соответствии со статьей 7 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН от 29 августа 1998 г. «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов»

 

Стороны хозяйственного договора обязаны:

соблюдать требования законодательства о хозяйственных договорах;

обеспечивать своевременное заключение хозяйственных договоров.

В случаях, предусмотренных законодательством:

своевременно и в надлежащем порядке выполнять взятые на себя обязательства по заключенным хозяйственным договорам.

Стороны хозяйственного договора несут и другие обязанности, предусмотренные законодательством и договором.

 

В соответствии со статьей 22 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН от 29 августа 1998 г. «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов»

 

Стороны хозяйственных договоров осуществляют взаимную проверку своевременного и надлежащего исполнения хозяйственных договоров. В случае нарушения договорных обязательств руководитель хозяйствующего субъекта обязан принимать меры для исполнения хозяйственных договоров, защищать права и законные интересы хозяйствующего субъекта, а также, в необходимых случаях, принимать меры для привлечения к ответственности виновного лица.

 

В соответствии со статьей 237 ГК Республики Узбекистан:

 

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение условий договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством или договором.

 

Но, тем не менее, приходиться иногда констатировать примерно такие письма (орфография и стилистика сохранены в соответствии с оригинальным стилем автора – руководителя немаленького Общества с ограниченной ответственностью):

 

«…Здравствуйте ______!К сожилению мы не _______________________________ по некоторым причинам который я Вас информировал по телефону! Поэтому мы вынуждены оформить необходимые документы по расторжению договора односторонна. Спасибо. С Уважением,_____________»

 

Дело, даже не в безграмотности, написать можно хоть на английском языке, (благо не раз уже встречал непонятную мне ситуацию, когда один Индивидуальный предприниматель писал в адрес другого Индивидуального предпринимателя письма на иностранном языке, хоть и работают они в одном районе), а в том, что руководитель попросту отказался от взятых на себя по договору обязательств, причем без каких либо оснований. Просто захотел и отказался. А по телефону он сказал, что передумал (!!!) исполнять условия договора.

Результатом, скорее всего, будет обращение получателя данного письма в хозяйственный суд и вся дальнейшая процедура.

С другой стороны, если бы потенциальный партнер знал бы о том, что та или иная компания недобросовестна в исполнении своих обязательств (при наличии, подтвержденных фактов, разумеется), он мог бы попросту не иметь с ней деловых отношений, в пользу более добросовестных предпринимателей. Разумеется, данное обстоятельство прямым путем бы привело к увеличению конкуренции, и как следствие к позитивному росту качества предлагаемых услуг и снижению цен на последние.

Интересно было бы узнать мнение присутствующих форумчан о том, как они отнеслись бы к идее ведения рейтинга компаний частного сектора бизнеса недобросовестно исполняющих или неисполняющих свои обязательства по тем или иным договорным обязательствам.

Просьба, просто высказать свои соображения по данному вопросу, а не приводить примеры того, кто где кого как-то обманул – для этого есть соответствующий раздел.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Странно… почему то всегда считал, что бизнесмену не должно быть все равно с кем заключать тот или иной договор. Видимо, неинтересен нам рейтинг доверия…

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Просто хочу поделиться инфой опыта США. Когда мне нужно узнать о фирме отзывы , просто звоню в организацию " Better Business Bureau" . Это если надо быстро. А если договор на $$$ значимые, то можно подключить спецфирмы(аудиторские) плюс всегда узнаваете, как долго фирма на рынке под одним и тем же именем, пообщаться с ее поставщиками и потребителями. Но имейте ввиду, что чем солиднее фирма, тем цены на ее продукцию выше, но выше и качество.Большое значение имеет письменный договор. От правильно составленного договора зависит судьба бизнеса.Поэтому всегда давайте своему юристу и бухгалтеру тщательно проверить все пункты договора.

Всем удачи.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Просто хочу поделиться инфой опыта США.......

Что б достичь уровня США необходимо пройти чрез суд Линча. IMHO

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

С другой стороны, если бы имелся некий информационный ресурс, включающий в себя подтвержденную(!) информацию о частных(!) коммерческих предприятиях недобросовестно исполняющих свои договорные обязательства, было бы попроще.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
С другой стороны, если бы имелся некий информационный ресурс, включающий в себя подтвержденную(!) информацию о частных(!) коммерческих предприятиях недобросовестно исполняющих свои договорные обязательства, было бы попроще.

Кстати этим и занимается " Better Business Bureau" . Причем сервис этот бесплатный.Общество защиты потребителей должно заняться этим. Я так думаю.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
С другой стороны, если бы имелся некий информационный ресурс, включающий в себя подтвержденную(!) информацию о частных(!) коммерческих предприятиях недобросовестно исполняющих свои договорные обязательства, было бы попроще.

идея очень хорошая, но кто бы взялся за нее...

 

Кстати этим и занимается " Better Business Bureau" . Причем сервис этот бесплатный.Общество защиты потребителей должно заняться этим. Я так думаю.

действительно неплохо было бы с ними связаться.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

У нас эта служба бесполезная. Толку не будет. Выход только в полном запрете частно-предпринимательской деятельности без образования юрлица. И ужесточении законов об ответственности за невыполнение обязательств . Например сейчас считается дебиторская задолженность просроченой по истечении 3х месяцев со дня подписания акта или выдачи счёт фактуры. А надо сделать - 2 недели и в суде должны приниматься решения в бесспорном порядке , т.е. не расматриваясь выдаваться требования с красной полосой. На ООО отменить ответственность только суммой уставного фонда , а применить ответственность личным имуществом в сумме долга с учётом просроченных процентов. То же самое и с госпредприятиями и организациями. Уверен - через полгода будет идеальный финансовый порядок в расчётах между предприятиями.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Для подобных служб нужны наверняка спонсоры. И можно догадаться, что эти спонсоры будут на первых местах в рейтинге. Плюс то, что у нас, неисключено, запросто можно будет проплатить на подобном ресурсе компромат на конкурента. Такие сервисы создавались в России десятками лет 10 назад, и за многими из них стояли изначально мошенники. Я думаю если кто хочет заключать с какой то неизвестной фирмой крупный и долгосрочный договор должен иметь у себя отделы маркетинга и безопасности, и исходя из данных которые они смогут собрать принимать решение заключать или не заключать данный договор.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Для подобных служб нужны наверняка спонсоры.

Не нужны спонсоры. И такая служба практически уже есть. Это налоговая инспекция.

Немного подправить закон , что бы можно было получить информацию на законных основаниях. Например при наличии договора намерения и письменного согласия проверяемой компании. Можно и за небольшие деньги. Это я о финансовой дисциплине.

Потому что основные проблемы именно в неплатежах за оказанные услуги или товары.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Много времени прошло с того момента, как я открыл этот топик. Приходится «воскрешать» его в связи с определенной актуальностью.

 

Тут на форуме обсуждалась тема бытовых фильтров для очистки воды.

http://forum.torg.uz/index.php?showtopic=1830

 

 

У меня возникла потребность приобрести этот фильтр-кувшин. Инициатором этой покупка стала моя жена, которая предварительно искала информацию в Интернете и нашла дилера компании Аквафор в Республике Узбекистан. Позвонив этому дилеру - некоему Тимуру (представителю фирмы), уточнила, что можно приобрести этот кувшин у них только по б/н расчету.

 

Что же, OK. Далее уже звоню Тимуру я, чтобы договорится, куда подъехать, забрать договор, оплатить и т.п.

Я созвонился с Тимуром неделю назад, договорился о покупке фильтра «Премиум» (об этой модели Тимур также рассказывал супруге, детально описывая преимущества, неоднократно подчеркивая, что у них можно приобрести кувшин только по перечислению). Во время второго уточняющего звонка, Тимур сообщил, что «Премиум» уже, оказывается, кончился неделю назад (!!!) и попытался прекратить разговор. Я стал настаивать на том, что хотел бы приобрести фильтр и Тимур нехотя согласился продать вместо «Премиума» другую модель - «Люкс». Но при этом, сославшись якобы на занятость, попросил позвонить через неделю.

 

Неделя прошла. Сегодня я звоню Тимуру. В ответ слышу «…ну Вы знаете… у нас все они кончились… давайте Вы через две недели позвоните…». Я говорю, как же так, вроде договаривались. Так и будем в детский сад играть? Или мне приехать? В ответ слышу нехотя «… ну приезжайте…».

 

Я приехал. Офис, где продаются эти фильтры, расположен в районе Хореографического училища. Множество всевозможных моделей фильтров в подвальном помещении их офиса, практически все модели.

 

Мне выписали договор (он до сих пор у меня в обоих экземплярах). Договорились, что с утра я проплачу и потом приеду забрать свой фильтр.

 

Самое веселое началось вечером.

Примерно в начале восьмого (!) мне позвонил Тимур (запись телефонного разговора с ним также имеется) и говорит, что мол не платите утром и договор порвите, мы все фильтры отдали одному из супермаркетов. Учитывая, что вышел я от него в 17.20 с договором, а банки в это время вообще не проводят платежи - ложь очевидна.

 

«Неужели?» - спрашиваю я его. «А с чего так?»

«…Ну у нас так руководство решило…» - фраза, которую он смог выдавить из себя несколько раз…

«Вы считаете такое отношение к Клиентам нормальным?»

«…Ну у нас так руководство решило…» -

«Для Вас это нормальное ведение бизнеса?»

«…Ну у нас так руководство решило…»...

 

Думаю, каждый сможет сделать для себя выводы об уровне ведения бизнеса и корректности в деловых отношениях со стороны вышеописанных «бизнесменов». Я уже свой сделал.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.